...просто ищу Истину... (nezrim) wrote,
...просто ищу Истину...
nezrim

Феномен предательства и смысл «Аз воздам»

Предательство обманывает два раза.
Первый раз — самого предателя.


Давно хотел об этом написать. Не думаю, что «открыл Америку» — ибо это довольно простые, почти банальные мысли — но таки сформулировать их считаю полезным.

Предательство буквально во всех культурах и цивилизациях, во все времена и у всех народов считалось и считается едва ли не самым страшным преступлением. Но если это так — если предательство и правда такой чудовищный грех — то и воздаяние за предательство должно следовать достаточно быстро, ещё в этой жизни. Ну, если верить в Высшую Справедливость. Ведь, по логике вещей, эта самая Высшая Справедливость должна, так сказать, заниматься делами в порядке их естественного приоритета. А приоритет у дел, связанных с предательством — по крайней мере, связанных с предательством крупным, масштабным — не может не быть наивысшим.

Что ж, похоже, всё так и есть. То есть, буквально — предательство и правда НАСТОЛЬКО страшный грех, что не нуждается даже в отомщении — подобно тому, как бессмысленно наказывать самоубийцу за убийство (себя). Самоубийцу же за убийство наказать просто не получится — да это и не нужно (зачем?.. он ведь уже сам себя казнил за то, что убил себя). А предатель в результате своего предательства получает то, что мы знаем по крылатой фразе «Рим предателям не платит» © Сервилий Цепион. То есть — предатель помечается Небом и людьми как некто абсолютно ненадёжный и недоговороспособный, «не равный даже себе самому». Как тот, кто ни к чему не пригоден, тот, кому совершенно точно нельзя доверять, тот, кто в принципе не отличает хорошее (допустимое) от плохого (недопустимого) — в самом широком смысле этих слов.

Тот, от кого не следует ждать никакой помощи — и которому, в свою очередь, тоже никак нельзя помочь: некто абсолютно никчёмный, неизлечимый и «неремонтопригодный». Утиль, грязь, навоз. Только в переработку — каковая означает полное лишение индивидуальности, подобно тому, как переплавка сломанных металлических вещей лишает индивиуальности их. А что делать — если любое использование, как и ремонт (лечение) — не имеют смысла, да и просто невозможны?

Поэтому участь предателя настолько ужасна. Мстить предателю — это как мстить дерьму, в которое случайно вступил. Куче дерьма невозможно сделать ни хуже, ни лучше. Да и незачем делать ни то, ни другое.

Конечно, предательства бывают и относительно небольшими. И совершивший небольшое предательство всё ещё сохраняет некоторые шансы на лучшую участь. Проблема в том, что предательство воможно только в отсутствие нравственного иммунитета или в ситуации сильного его ослабления — то есть, отключения понимания того, что подобное совершать НЕЛЬЗЯ — и, в свою очередь, сильно оному отключению способствует. Это как если бы ослепивший себя вместе с потерей глаз потерял бы и всю память о том, как вёл жизнь зрячего, забыл бы о том, что такое зрение вообще. В результате потеря зрения не будет ощущаться им как нечто трагическое или даже существенно нежелательное. Со стороны-то всё понятно, но сам-то ослепивший себя этим пониманием не обладает. Его можно только пожалеть, но он не сочёт эту жалость уместной; более того, она может его сильно разозлить.

В свете всего вышеизложенного становится понятным и знаменитое «Аз воздам»: если в каждом грехе содержится зародыш наказания за этот грех — каковой зародыш неизбежно разовьётся, вырастет и раскроется — то нет и особого смысла специально наказывать провинившихся. Разве что в чисто утилитарных целях (чтобы больше ничего подобного сделать не смогли, не вредили ни себе, ни другим). Предательство же выделяется из других грехов тем, что в нём зародыш наказания вырастает быстрее всего, процесс получается наглядным и впечатляющим.

К сожалению, большим (если не главным) достижением зла является отключение понимания указанных выше последствий. Зло действует подобно наркотику, который, в том числе (если не в первую очередь), забирает у наркомана представления о вреде оного наркотика. Безумец, лишившийся разума сознательно, по собственной воле, не оставляет себе возможности всё исправить, лишает себя дальнейшего выбора: вернуть себе разум он уже не может, да и не хочет. Пока он не был безумен, выбор у него был: или обезуметь, или нет. Но с потерей разума теряется и выбор.

Конечно, не всё и не всегда обстоит совершенно строго и жёстко. В конце концов, есть же туннельный эффект и милосердие, как способ его реализации, ЕВПОЧЯ. Но, всё же, следует понимать, что грех — это, зачастую, не просто яма, но такая яма, которая отнимает понимание того, что ты находишься в яме (и не только это, конечно). «Величайшая хитрость дьявола в том, что он заставил поверить людей в то, что его не существует» © Шарль Бодлер — эту фразу часто понимают неправильно. Основной её смысл именно в указанном выше — перейдя на сторону зла человек перестаёт понимать его, как зло, перестаёт воспринимать свои поступки, как недопустимые: «а чотакова?..». Перестаёт верить в «существование дьявола», который оказывается «неразличим вблизи» (сравните с «большое видится на расстоянии»). Что создаёт положительную обратную связь, быстро затягивающую слабых (и даже не очень слабых) в самую бездну: если падаешь, удариться о дно и начать подниматься заново и страшно, и больно, и трудно. Гораздо приятней и проще вырулить в полёте в пропасть ещё глубже. И ещё глубже. И ещё, ещё, ещё...

Повторюсь: выбравшим такой путь ни мстить, ни помогать и не нужно, и бессмысленно. Не нужно ибо не получится — и бессмысленно, ибо незачем. Помочь можно лишь тому, кто к этому готов. Предатель же отличается от других согрешивших тем, что у него проблема даже не в этой самой неготовности — а в отсутствии субъекта, того, кто может быть готов или не готов.

Просто держитесь подальше. Предателям (да и всем остальным негодяям) воздаст тот, чьи возможности позволяют это сделать не запачкавшись и несмотря ни на какие обстоятельства.
Tags: Аз воздам, зло как наркотик, предатели, предатель, предательство, участь предателя, феномен предательства
Subscribe

  • Ничего удивительного, только страшное

    Существа без идеалов и чести, с одними лишь сиюминутными корыстными интересами — людьми называться не могут. Похоже, они забыли, почему именно…

  • Снились странные сны

    Сначала (несколько дней назад) приснилась покойная бабушка — умершая уже довольно давно на десятом десятке лет. Первый раз за всё время вот…

  • О позитиве и надёжности

    Тема большая и важная — данная запись всего лишь эскиз, набросок, чтобы не забыть. Помимо позитива («хорошечности»,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments